О системе непрерывного образования в узбекистане

Дошкольное образование в 2020 году

Для родителей дошкольников есть хорошая новость – благодаря реализации нацпроектов за последний год доступность образования для детей 3-6 лет повысилась до 99%. В то же время, остаются регионы, в которых эти показатели остаются на уровне 60-90%, например, в Крыму и Бурятии. Поэтому в 2020 стоит задача решить эту проблему. Будут строить новые садики, проводить ремонты в старых, закупать оборудование.

Ситуация с нехваткой мест в старших группах понемногу улучшается, но в яслях остается довольно большой дефицит. Госучреждения не могут принять около 30% детишек от 1,5 до 3 лет. В связи с этим в Минпросвещения предлагают утвердить проект по выделению субсидий на создание бесплатных ясельных групп в частных садах. Сейчас формируются списки организаций и индивидуальных предпринимателей из разных регионов РФ, которые смогут предоставить такие места.

Также 21.05 в Госдуму был внесен законопроект о денежной компенсации для детей 1-3 лет, которым не хватает места в садике. В случае принятия закона, один из родителей таких малышей сможет получать соцпомощь в размере не меньше размера прожиточного минимума для несовершеннолетнего. Это должно хотя бы частично компенсировать убытки, которые несут мамы/папы, вынужденные сидеть дома, чтобы осуществлять присмотр за своим чадом. Пока что законопроект находится на стадии рассмотрения, поэтому если его и примут, то не раньше, чем в 2020.

Улучшения должны произойти непосредственно в методиках обучения и воспитания малышей. По инициативе Министерства просвещения организовано исследование в сфере дошкольного образования, которое будут проводить 2 института РАО. По результатам этих исследований будут сформированы новые методические наработки для воспитателей на 2019-2020 год.

Коррупция

Летом этого года в Ташкенте прошла пресс-конференция, посвящённая подготовке к тестированию, связанному с проверкой правоохранительных органов. На повестке рассматривались ситуации раннего взяточничества преподавателей, ректоров и другого персонала высших учебных заведений республики. Система образования республики Узбекистан имеет несколько громких разбирательств, негативно характеризующих профессиональные и академические лицеи и государственные университеты страны:

  • Самаркандский сельскохозяйственный институт. Задержан на рабочем месте юрист со взяткой в размере 10 500 долларов.
  • Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт. Сотрудник задержан с поличным при получении 6 000 долларов от абитуриента.
  • Ташкентский университет информационных технологий. Получение деканом одного из факультетов 32 000 долларов было зафиксировано проректором учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что высшее профессиональное образование Узбекистана является частично коррумпированным. При этом средняя величина взяток варьируется в диапазоне от 5 до 32 000 долларов. Хотя, вполне возможно, что размер может изменяться в зависимости от рейтинга заведения и цели, преследуемой дачей денег.

Как становятся студентами

Согласно статистике за 2017 год, во время тестирования на вступительных экзаменах из аудиторий было удалено 2 764 студента. Эти молодые люди нарушили правила, а их результаты аннулированы. Сравнивая с данными за предыдущий период, можно заметить, что количество выросло более чем в 3 раза (всего 714 человек). Из этого можно сделать двойной вывод: количество желающих резко возросло или контроль за ситуацией вёлся гораздо жестче.

Важно! Для многостороннего развития обучающихся в школах и высших образовательных учреждениях созданы и успешно функционируют несколько научно-просветительских центров. Основное направление, на которое они рассчитаны, — это выявление талантливых молодых людей и их дальнейшее развитие

Фонды действуют на всесторонней государственной поддержке, связанной с вопросами финансирования.

На сегодняшний день перед правительством Узбекистана стоит непростая задача. Ему необходимо выровнять уровень развития образовательной системы с экономикой страны и поставить их в один ряд. Это позволит снизить потребность в квалифицированных рабочих с высшим образованием и уменьшит отток рабочей силы за границу. Начинать первые шаги к кардинальному изменению нужно, снизив требования ограничительных вступительных квот. Именно высокие стандарты делают доступное для всего населения право на образование недоступным.

Что нужно знать об образовании в Узбекистане, узнаете из видео.

Среднее

В систему школьного обучения Узбекистана входят учебные заведения общего образования, предоставляющие бесплатные услуги для детей 6-16 лет. Школьное образование в стране делится на две ступени:

  • начальное — с 1 по 4 класс;
  • общее среднее — с 1 по 9 класс.

Начальное обучение призвано формировать основы грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшей учебы. На следующем этапе молодые люди получают больший объем информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, способствующий первоначальной профессиональной ориентации.

В Узбекистане существует два вида бесплатного среднего образования — специальное и профессиональное. Первое поучают в академических лицеях, второе — в колледжах. Юноши и девушки после окончания 9 классов добровольно избирают вид учреждения: каждое из них дает образование, которое является основой для будущей работы или продолжения обучения в высшей школе.

Высшее образование в Узбекистане

Поступить в ВУЗ имеет право абитуриент, окончивший лицей или колледж. Вступительные экзамены проводятся аналогично с тестированием для поступления в колледжи и лицеи 1 августа. В этот деть абитуриенты проходят  единовременное тестирование по трем предметам.

Исторический центр Бухары, Узбекистан

Предметы определяются для каждого ВУЗа и факультета отдельно, в зависимости от профиля. Количество бюджетных мест в ВУЗах ограничено, все остальные учатся на платной основе. Студенты, успешно окончившие 4 курса и сдавшие все итоговые экзамены, получают степень бакалавра и диплом о базовом высшем образовании. Претендующие на полное высшее образование, поступают в магистратуру, где учатся еще 2 года.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, работала в Узбекистане учителем русского языка и литературы, стаж 15 лет.

Фото: предоставлены Мирзаназаровой Азизой Мирзаабдуллаевной, преподавателем II категории русского языка и литературы в колледже Саноат-Промышленно профессиональный колледж, г. Наманган, стаж 16 лет.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Экзамены в школе

Государственные экзамены предусмотрены в 9 классах. В 4-8 классах — переводные экзамены.

Государственные экзамены в 9 классе: математика (контрольная работа), родной язык (изложение), физкультура (теория и практика), физика (устно), химия (устно), второй язык (устно), история (устно).

После ряда экспериментов с формой проведения экзаменов было решено вернутся к зарекомендовавшей себя практике советской школы: если устно, то готовятся билеты, если письменно, то проводится контрольная работа.

Единица и двойка — не отрицательные отметки, однако если ученик рассчитывает поступить в колледж и ВУЗ, он должен постараться набрать максимум баллов: число бюджетных мест ограничено

Переводные экзамены проводятся по двум предметам. Из них один является обязательным и рекомендован Министерством образования, а второй предмет учащиеся выбирают самостоятельно из трех дисциплин, предложенных Министерством.

Список литературы

  1. Исламгулов Д.Р., Лубова Т.Н. Компетенция – основа реализации цели ФГОС / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова //Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы. Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2014. С. 133-137.
  2. Лубова Т.Н., Исламгулов Д.Р. Особенности, задачи и проблемы внедрения модульно-рейтинговой системы / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Современное вузовское образование: теория, методология, практика. Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С. 10-13.
  3. Исламгулов Д.Р., Лубова Т.Н. Особенности новых образовательных стандартов / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова // Современное вузовское образование: теория, методология, практика. Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С. 14-15.
  4. Лубова Т.Н., Исламгулов Д.Р. Оценка качества образования в рамках компетентностного подхода / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы. Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2014. С. 189-192.
READ  Цели миграционной политики россии

Особенности среднего специального и профессионального образования

После окончания школы и успешной сдачи государственных экзаменов каждый ученик обязан поступить в академический лицей или профессиональный колледж. Прием в эти учреждения ведется с учетом оценок, выставленных в аттестате и вступительного тестирования.

Тестирование проводится единовременно по всей республике 1 августа. Все материалы к тестам, условия проведения тестирования и прочие нормативы разрабатывает Государственный центр тестирования. Сами тесты учреждения получают в день проведения экзамена.

Самые престижные факультеты имеют право проводить дополнительное тестирование или собеседование с абитуриентами по профильным дисциплинам.

Обучение в колледже или лицее осуществляется как бесплатно (для студентов, набравших установленное количество баллов на тестировании), так и на платной основе. Учебный год делится на два семестра. По окончании каждого курса предусмотрены экзамены.

Все студенты колледжей и лицеев в обязательном порядке привлекаются к хлопкоуборочной кампании, которая длится с начала сентября до ноября-декабря.

Взаимодействие с родителями

Управление школы находится в руках Попечительского совета школы, который избирается из числа учителей, родителей, учащихся старших классов и представителей горОНО и Хокимията.

Финансирование школы в большей степени ведется за счет государства. Но ввиду недостаточности выделяемых средств часть расходов ложится на плечи родителей и привлеченных спонсоров. Давно стало практикой, например, что большую часть ежегодного ремонта оплачивают именно родители.

Дети с радостью готовят выступление для родителей

Каждая школа имеет свой лицевой счет, средства с которого расходуются по усмотрению Попечительского совета и администрации на нужды школы.

С недавних пор школам рекомендовано в обязательном порядке обзаводится собственным производством. Это может быть, к примеру, приусадебный участок, теплица и прочие уместные виды заработка, где возможно привлечение детского труда.

Но государство старается помогать. Так, например, была реализована программа, благодаря которой все старые школы в стране прошли реконструкцию. Проводили не только капитальный ремонт, но и достроили необходимые здания, где разместились лаборатории, компьютерные классы, спортивные залы. За годы независимости были построены и десятки новых школ, в которых уже предусмотрено все необходимое для современного школьника.

Профессиональные (творческие) экзамены упростят

По словам Министра высшего и среднего специального образования Иномжона Маджидова, творческие экзамены будут проводиться со строгим соблюдением карантинных и санитарно-гигиенических требований.

При этом с 11 июля по 20 июля будут проводиться экзамены для направлений, по которым наряду с творческими экзаменами проводятся тестовые испытания, а с 25 июля по 10 августа для направлений по которым проводятся только творческие экзамены.

В случае продолжения карантина, даты проведения творческих экзаменов могут измениться.

Творческие экзамены упрощены в следующем:

  • не тратить на одного абитуриента более одного часа;
  • обеспечение того, чтобы абитуриент посетил вуз только один раз;
  • абитуриенты будут сдавать творческие экзамены в своём регионе;
  • уменьшение количества предметов, по которым проводятся творческие экзамены в зависимости от характера направления.

Узбекистан станет “образовательным хабом”

Заместитель премьер-министра Республики Узбекистан Азиз Абдухакимов отметил важность совместных усилий в развитии высшего образования и подготовке квалифицированных кадров. Он также рассказал о стремлении превратить Узбекистан в “образовательный хаб” всего Центральноазиатского региона, для чего в республике есть все возможности

Сотрудничество с ведущими российскими вузами должно помочь в реализации этой цели.

Россия, в свою очередь, неоднократно подчеркивала свою заинтересованность в более тесной, взаимовыгодной и многосторонней интеграции с системой высшего образования Узбекистана. Для этого есть все предпосылки, включая общую историю развития систем образования и традиционные дружеские связи педагогов и ученых двух стран, а также политическую волю руководителей государств.

Из года в год растет число студентов из Узбекистана, обучающихся в России: сейчас их около 25 тысяч. Это говорит о востребованности российского высшего образования среди узбекской молодежи. Предполагается дальнейшее расширение сети филиалов институтов и университетов РФ в нашей стране, создание на системной основе совместных факультетов, кафедр, обучение студентов по программам двойных дипломов, а также реализация совместных исследовательских проектов.

Сегодня в девяти вузах Узбекистана запущено 26 совместных с российскими партнерами программ по двойным дипломам, в том числе 23 по бакалавриату и 3 по магистратуре. Начиная с 2020/2020 учебного года их число будет расширено до 30 программ в 15 вузах.

При этом в России высоко оценивают уровень образования, который предоставляют вузы Узбекистана. Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий в ходе узбекско-российского образовательного форума особо отметил математическую школу республики и достижения по ряду фундаментальных и прикладных наук. Он предложил узбекским университетам принять участие в международном рейтинге вузов, разработанном в МГУ, а также наладить сотрудничество математических школ МГУ и Национального университета Узбекистана для развития фундаментальной и прикладной математики, разработки совместных программ в области цифровых технологий и других проектов.

Университеты также могут создать совместные инновационные научно-технологические центры, в которых будут все возможности для творчества молодежи, а также стать базами для отбора талантливых школьников.

Многие из этих инициатив вошли в “дорожные карты”, которые утверждены в ноябре прошлого года постановлением президента Республики Узбекистан “О мерах дальнейшего расширения двухстороннего стратегического партнерства и союзнических отношений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией”. 22 января 2020 года состоялся визит делегации Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в Министерство науки и высшего образования РФ, а в феврале-апреле проведены видеоконференции между ведомствами.

Важными этапами двустороннего сотрудничества в образовательной отрасли стали межрегиональная конференция ректоров вузов России и Узбекистана, прошедшая в апреле этого года в Астрахани, и российско-узбекское совещание по вопросам реализации договоренностей в сфере высшего образования.

По итогам переговоров ректоров вузов Узбекистана и России подписано 15 договоров и соглашений о сотрудничестве по программе двойных дипломов, повышению квалификации педагогов, обмену магистрами, организации совместных программ обучения, научных исследований. Определены и приемлемые для обеих сторон параметры единой организационно-правовой модели открытия филиалов российских вузов в Узбекистане.

В мае с.г. на заседании совместной узбекско-российской комиссии было подписано соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней. До последнего времени Российская Федерация заключила подобные соглашения со всеми странами СНГ, кроме Узбекистана. Теперь этот пробел устранен. Соглашение обеспечивает доступ к профессиональной деятельности российским и узбекским гражданам, включая тех, кто проживает на территории двух государств, а также выпускников филиалов российских образовательных организаций, расположенных на территории Узбекистана.

Право на образование в Узбекистане

  • развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений
  • организацией обучения с отрывом и без отрыва от производства
  • бесплатным обучением по государственным программам образования и подготовки кадров, а также платным профессиональным обучением в образовательных учреждениях на договорных началах
  • равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующей ступени
  • предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях.
READ  Средняя зарплата в екатеринбурге в 2020 году

Процедуры аттестации с 2020 года

Для выпускников ВУЗов перед устройством на работу в образовательное учреждение будет проводиться так называемый «входной» экзамен. Его процедура еще не утверждена, но предположительно будущему специалисту придется проверить навыки по основным направлениям деятельности (профильные знания, методические и коммуникативно-психологические аспекты работы). Далее спустя два года специалисту предстоит аттестация на соответствие должности «педагог», для которой готовятся упоминаемые выше ЕФОМы.

Кроме того, появится возможность развивать свою карьеру по двум направлениям:

  • по вертикали: через получение 1-й или высшей квалификационных категорий;
  • по горизонтали: благодаря ведению новых должностей от простого педагога (обеспечивающего качественное обучение учеников) до старшего (способного создавать индивидуальные, коррекционные программы), а потом ведущего учителя (наставника, который будет координировать работу своих коллег, дефектологов, психологов).

Новая форма аттестации должна прежде всего подсказать учителю, какие пробелы в своей деятельности следует подтянуть и куда двигаться дальше. Те, кто не смогут пройти процедуру с 2020 года, будут направлены осваивать необходимые знания для дальнейшего повышения квалификации.

  • День учителя в 2020 году
  • День науки в России в 2020 году
  • Условно-утвержденные расходы на 2019-2020 годы

Различия между академическими лицеями и профессиональными колледжами

В академических лицеях студенты продолжают изучать все основные дисциплины. По сути это программа бывших 10-11 классов, несколько переработанная и дополненная. Кроме того, в лицее студент может выбрать направление: гуманитарное, техническое, аграрное и т.д. Выпускники лицея получают среднее специальное образование. Как правило, следующая ступень для них — поступление в ВУЗ.

Студенты профессиональных колледжей изучают специальные дисциплины по выбранному профессиональному направлению. Выпускник колледжа получает профессиональное образование и квалификацию по выбранной специальности.

Академический лицей №4 при Бухарском государственном университете

Популярность высшего образования

Выпускники школ Республики Узбекистан, по состоянию на прошлый учебный год, как никогда ранее желали поступить в высшие образовательные учреждения. Согласно официальной статистике, на одно место приходилось 11 человек. При этом для некоторых вузов это количество достигало 20. Эти величины можно называть успешным узбекским рефинансированием системы или положительными тенденциями в Законодательстве в области образования. Однако в качестве опровержения можно привести пример ситуации, связанной с демографической картиной страны.

Если отталкиваться от этого понятия, то высшее образование вовсе не стало народным, как этого хотело Правительство. Оно распределилось в зависимости от количества населения по отдельным субъектам, подробная статистика которых представлена ниже:

  • Каршинский – 21 человек.
  • Андижанский – 21 человек.
  • Термезский – 20 человек

Подробный анализ, связанный с численностью населения в соответствии с регионом страны и количеством поступивших в вузы, позволяет сделать заключение о популярности Кашкадарьинского и Сурхадарьинского государственных институтов.

Коррупция в вузах Узбекистана

Высшее

Как и в других странах, в Узбекистане высшее образование предполагает подготовку квалифицированных специалистов для различных сфер общественной жизни и отраслей хозяйства — научной, экономической, технической и прочих. Учебный процесс систематизирует знания и полученные навыки, ориентируя студентов на решение теоретических и практических задач в векторе выбранной специализации с творческим использованием достижений современной научной мысли и технологий.

В вузовскую систему входят:

  • Высшие учебные заведения, реализующие академические и профессиональные программы по стандартам государства независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
  • Научные и педагогические учреждения, осуществляющие исследовательскую работу, нужную для развития вузов.
  • Органы госуправления образованием, подчиненные им предприятия и заведения.

В системе образования Узбекистана предусмотрены две ступени аттестации:

  1. Бакалавриат — базовое высшее образование, дающее основные умения и достаточные знания по разным направлениям. Длительность обучения не меньше 4 лет. По окончании программы государственная комиссия присуждает выпускникам квалификацию «бакалавр» соответственно профилю подготовки и выдает диплом установленного образца.
  2. Магистратура — высшее образование, предполагающее освоение прикладных и фундаментальных теоретических знаний по выбранной специальности. Срок учебы — не менее 2 лет. Доступ к обучению в магистратуре имеют бакалавры, отобранные по конкурсу. По окончании выпускники получают диплом и степень магистра по определенной специальности.

Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться профессиональной деятельностью или продолжить обучение в других образовательных заведениях.

В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования:

  • университет — предлагает программы высшего образования или послевузовской подготовки по самому широкому спектру специальностей;
  • академия — занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным научным отраслям и направлениям;
  • институт — работает в области реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Школа в 2019-2020 году

Начиная с 2011 года школы начали работать по новым стандартам обучения ФГОС. За последние годы удалось оценить эту систему и выявить ее недостатки. На основании этих исследований недавно был разработан обновленный ФГОС, который, к тому же, выставили на общественную доработку.

С 28 марта по 28 апреля нынешнего года документы с образовательными стандартами были опубликованы на сайте preobra.ru, чтобы желающие могли предложить свои доработки и предложения по усовершенствованию программы. В результате было собрано свыше 7 тыс. рекомендаций от специалистов со всей России. Их должны будут рассмотреть в специальной комиссии, после чего будет обнародован окончательный вариант ФГОС, по которому школьники будут учиться в следующем учебному году.

На данный момент одной из основных проблем российских школ является слишком большая нагрузка. По оценкам экспертов, дети тратят на обучение около 47 часов в неделю (сюда входят непосредственно уроки, подготовка домашнего задания, репетиторство и внешкольные секции). Это очень много, учитывая, что взрослые работают по 40 часов.

Сейчас в нормативах указано, что на выполнение домашних заданий по всем предметам у младшеклассников должно уходить не больше 1,5-2 часа, а в первом классе их вообще быть не должно. Но эти нормы соблюдать не получается, так как они не сопоставимы с объемом учебного материала. В связи с этим соответствующим организациям было поручено пересмотреть новые ФГОС, чтобы установить соответствие нагрузок с возможностями детей разного возраста, и установить новые стандарты.

Какие еще есть новости о школьном образовании в 2020 году:

  • ОГЭ для девятиклассников будет проходить в обновленном формате, по ФГОС. Экзамены будут в большей степени оценивать навыки ребенка, то есть его способность применить полученные знания на практике. Количество обязательных экзаменов остается то же, а вот дополнительных может стать больше – 4.
  • Список обязательных экзаменов ЕГЭ тоже собираются расширить. К математике и русскому хотят прибавить историю, хотя соответствующий закон еще не составлен.
  • Должны начать свою работу первые опорные школы РАН, целью которых является выявление талантливых ребят и подготовка специалистов в области науки и высоких технологий. В настоящее время отобрано 101 школа в 32 регионах.
  • Проект по ранней профориентации учеников «Билет в будущее» в 2020 году планируют распространить по всем регионам РФ. Его запустили в 2018 для того, чтобы помочь детям понять с раннего возраста, кем они хотят стать и что для этого нужно. Проект оказался удачным – опросы показывают, что выпускники стали более осознано подходить к выбору карьеры.
  • В соответствии с федеральной программой развития образования на 2019-2020 год, учителя пройдут курсы повышения квалификации. Помимо должности учитель появится должность «старший учитель» и «ведущий учитель», у каждого из которых будут свои определенные обязанности.
READ  Генеральное соглашение между федеральной службой занятости рф и российским фондом помощи беженцам "соотечественники" о совместной деятельности по оказанию помощи вынужденным переселенцам и беженцам в вопросах обеспечения занятости

В ближайший год возможно появление нового вида социальной поддержки, которая будет направлена на помощь в подготовке к школе семьям с низкими доходами (в эту помощь входит, например, закупка необходимых принадлежностей).

О профессиональной деятельности

Все учителя в обязательном порядке раз в 5 лет проходят государственную аттестацию, работающие в лицеях и колледжах — каждые  3 года. В зависимости от ее результатов учителю присваивается одна из категорий:

  • специалист;
  • учитель II категории;
  • учитель I категории;
  • учитель высшей категории.

Для каждой категории расписаны свои условия, особенно учитывается рейтинг учителя, его участие в общественной жизни школы, профессиональные достижения и мониторинг знаний учащихся по его предмету.

Наличие категории приносит приятные бонусы в виде доплаты к основной заработной плате. Но, если учитель не набирает нужное количество баллов, категорию могут и понизить.

Большое внимание проверяющих из вышестоящих органов привлекает документация, подготовленная учителем. Помимо основных рабочих материалов (планов, конспектов уроков, классного журнала) в ведении учителя находится целый список документов

Например, отдельные папки по работе по выполнению различных постановлений Кабинета Министров и Президента, конспекты по духовности и самообразованию, конспекты занятий с отстающими и одаренными детьми, конспекты занятий кружков и секций, обязательно наличие тетради анализов уроков коллег и прочее, и прочее.

Есть еще одна обязанность: раз в три года проходить курсы повышения квалификации. Здесь, действительно, работают хорошо: слушатели курсов узнают много нового не только из методики преподавания, но и получают богатейший запас методической и дидактической литературы, практических приемов, проходят психологические тренинги.

Самые популярные университеты Узбекистана

Среди самых популярных вузов республики – Ташкентский университет информационных технологий. В настоящее время открыто несколько филиалов учреждения, в том числе в Фергане и Карши

Не менее востребован Национальный университет Узбекистана, бывший ТашГУ. имени Мирао Улугбека.

Центр информационных технологий, который открыт в Ташкентском университете имени Мухаммада ал-Хоразмий, интересует будущих IT-специалистов. Многие абитуриенты мечтают учиться в стенах Ташкентского государственного института востоковедения. Это единственное высшее учебное заведение подобного профиля в Центральной Азии. И это всего лишь несколько вузов республики, где можно пройти очное или заочное обучение. В скором времени будет внедрено и дистанционное обучение.

Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий

Для этого на базе института связи планируется создание университета, где будут изучаться информационные технологии.

Чтобы молодые ученые, студенты, преподаватели, представители архитектуры, искусства могли встречаться с единомышленниками для обмена опытом, знаниями, запланировано строительство научно-просветительского центра. Он станет не только местом общения, но и экспозиционным центром, стартовой площадкой своего рода бизнес-инкубатором для представителей всех сфер образования.

Школы

Школьное образование в США бесплатное, потому что школы являются государственными. В каждом районе города имеется как минимум одна, а то и несколько школ. Дети могут ходить лишь в ту школу, которая закреплена за их городским округом, исключается вариант посещения школы на другом конце города.

Обычно в качестве такого документа выступает договор об аренде жилья, договор покупки недвижимости, а также оплаченные счета.

Здание американской школы

Школами занимается специальный окружной школьный совет. Здесь разрабатываются программы обучения, учебные планы, здесь подбирают необходимые учебники. Если сравнивать образование в России и США, то окружной Школьный совет — это своеобразный гороно.

Финансирование бесплатного обучения осуществляется за счет налоговых сборов на недвижимость. Таким образом, жители богатого района имеют возможность обучать детей в заведомо лучшей школе, нежели жители менее благополучного района (разница налоговых сборов отражается на разнице финансирования).

Любопытно: после того, как педагог проработал определенный срок, он получает своеобразную гарантию того, что он будет иметь пожизненное рабочее место. Благодаря этому даже самые плохие учителя могут присутствовать в образовательной системе того или иного города. Довольно часто такие педагоги попросту меняют школу из года в год, не задерживаясь на одном месте.

Типы учебных заведений

Каждое учебное учреждение получает лицензию по ГОС ВО. Согласно классификатору (так называется систематизированный перечень, включающий все специальности и направления), высшее образование в Узбекистане разделено на следующие сферы:

  1.  Наука.
  2.  Искусство. Науки гуманитарного направления.
  3. Право. Социальные науки. Бизнес.
  4.  Отрасли строительства вместе с обрабатывающими и инженерными сферами.
  5.  Область образования.
  6.  Социальное обеспечение совместно со здравоохранением.
  7.  Службы.
  8.  Сельское хозяйство.

Смотрите на видео: новые специальности в вузах Узбекистана.

Во времена СССР в Узбекистане функционировании 42 вуза, сегодня у абитуриентов выбор намного шире – систему образования республики представляют:

  1.  65 вузов. В это число входит и 7 филиалов иностранных вузов и 14 отделений центральных учебных заведений Узбекистана.
  2.  800 учреждений среднего типа. Среди них 314 – заведения профессионального образования и 48 — академические лицеи. Оставшиеся 440 учреждений – это техникумы и профессиональные училища.
  3.  11 тыс. общеобразовательных школ.

Особенности школьной программы

Базисный учебный план включает в себя 22 предмета. Сетка предметов в школьной программе Узбекистана мало чем отличается от российской. Исключение составляют гуманитарные науки: есть История Узбекистана, Основы духовности, Основы Конституции и ряд других предметов. Также в учебном курсе литературы сделан упор на изучение истории узбекской литературы.

С 2012 года по Указу Президента изучение иностранных языков начинается с первого класса. В первом классе уроки проводятся в игровой форме и направлены на обучение разговорной речи, а, начиная со второго класса, идет обучение чтению и грамматике.   Чаще всего в школах выбирают английский и немецкий языки в качестве иностранного, но есть школы, где изучают китайский, французский, корейский. Русский в узбекских школах дается как обязательный второй язык, а в русских школах так же преподается узбекский.

В 2015-2016 году планируется ввести обязательный экзамен по иностранному языку во все высшие учебные заведения страны, а часть технических предметов и предметы международных специальностей уже преподаются на иностранном языке. Учителям иностранного языка в школах предусмотрены надбавки: 30% для сельских школ и 15% — для городских.

Программа для школ разработана единая — все условия и нормативы прописаны в Государственном образовательном стандарте (ГОС).

Негативные положения

Согласно информации, предоставленной национальным университетом Узбекистана, в отличие от развитых стран СНГ, местная образовательная система так и не адаптировалась к экономическим переменам, что привело к возникновению ограниченного доступа для многих категорий граждан. Поэтому в республике ощущается дефицит квалифицированных рабочих, имеющих квалифицированный диплом.

На сегодняшний день общее среднее образование доступно для всех, а получение высшего – это уже совсем другая картина, противоречиво характеризующая систему. После завершения обязательного школьного курса, поступает учиться дальше только каждый десятый молодой человек, хотя планируют последующую учёбу половина выпускников. Государство не обеспечивает необходимый для страны объём студентов как очного, так и заочного обучения. Расширенный анализ ситуации позволяет понять, что причина кроется вовсе не в недостаточном количестве учителей или недоборе баллов на вступительных тестах, а в ошибочных действиях законодательства Узбекистана.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: