Во сколько вузов можно подавать документы в 2020 году?

Средняя школа

Среднее обязательное образование (Secondary Education) в Соединенных Штатах состоит из двух ступеней: младшая и старшая средние школы.

Специфика младшей средней школы

В Middle School предусмотрено обучение детей на протяжении 3 лет – с 6-го по 8-й классы. То есть ученики посещают младшую среднюю школу с 11 до 13 лет.

К обязательным предметам относятся английский язык, математика, естественные и общественные науки, физическая культура. Младшая средняя школа в США предусматривает формирование классов с различными уклонами. Те, у кого имеются особые способности по определенной дисциплине, посещают классы с углубленным ее изучением.

В 8-м классе ученикам предоставляется право самостоятельно выбрать некоторые предметы, которые они хотели бы изучать. Выбор нужно сделать между искусством, иностранными языками, технологиями.

Особенности старшей средней школы

После окончания 8-го класса приходит время High School – старшей средней школы.

Здесь преподаются как обязательные для всех, так и профильные дисциплины, которые выбирают сами ученики.

Для получения документа об образовании каждый школьник должен выполнить такой минимум требований:

  • изучать 3 года математику;
  • пройти 4-летний курс литературы;
  • от 2 до 4 лет прослушать курс общественных наук, в том числе истории и государственного устройства США;
  • выполнить 1-2-летнюю программу по физическому воспитанию.

К профильным дисциплинам, представленным на выбор учеников, относятся:

  • информатика;
  • компьютерная графика и веб-дизайн;
  • статистика;
  • редакторское дело и журналистика;
  • театральное искусство;
  • танцы;
  • иностранные языки;
  • изобразительное искусство;
  • трудовое обучение и другие.

Старшую среднюю школу необходимо посещать в течение 4 лет – с 9-го по 12-й классы. Здесь обучаются подростки в возрасте 14-18 лет. Таким образом, становится очевидно, в каком возрасте американцы заканчивают школу.

Окончив 13-й класс и сдав экзамен как минимум на 3 балла из 5 максимальных, можно поступить сразу на второй курс университета. Ученики, окончившие данный класс с отличием, имеют право на зачисление в Принстонский, Йельский, Гарвардский университеты.

Обучение по такой программе предусматривает льготы на поступление в вузы не только США, но и Канады, Великобритании и еще свыше 50 стран.

Полный ответ на вопрос о том, сколько классов в американских школах, звучит так: 12, с возможностью продлить обучение в 13-м классе по Advanced Placement Programme.

Дорога в престижные вузы страны открывается и перед выпускниками школ-пансионов. Это частные элитные учебные заведения с постоянным проживанием учеников, где предоставляется возможность углубленно изучать определенный набор дисциплин. Их преимуществом являются небольшие классы, рассчитанные не более чем на 15 человек.

Преподавательский состав отличается высоким профессионализмом. Известные школы-пансионы в США:  Berkshire School, Hoosac School, Cheshire Academy (IB School), Lawrence Academy, Wyoming Seminary Prep School.

Школьные выпускные экзамены

Окончив старшую среднюю школу, ученики должны сдать итоговый экзамен Scholastic Aptitude Test – SAT I или SAT II. Отличие между этими двумя видами тестов состоит в направленности и уровне сложности:

  • SAT I сдают те, кто планирует поступать в колледжи или университеты среднего уровня;
  • SAT II необходимо сдать тем, кто собирается продолжить обучение в лучших вузах страны.

Сдав экзамены в американских школах, выпускники получают дипломы о полном среднем образовании.

Высшее образование

Высшее образование можно получить в колледже или высшей школе (вузе).

Колледж (koledža)– это образовательное учреждение высшей ступени, которое реализует образовательные программы первого уровня профессионального высшего образования.

Программы первого уровня профессионального высшего образования предлагают освоить сложную профессию: банковские работники, предприниматели, специалисты информационных технологий, помощники юриста, инженерно-технические работники. Продолжительность учебы после получения среднего образования – 2-3 года. Эти программы относятся к программам высшего образования «неуниверситетского типа» и в основном ориентированы на получение профессиональных знаний и умений. Но ни учеба, ни дальнейшая работа не связаны с научно-исследовательской работой.

Полученная квалификация соответствует четвертому уровню профессиональной квалификации: подготовка, дающая возможность исполнять сложную работу в меняющейся ситуации, брать ответственность за распределение ресурсов, организовать и руководить работой других специалистов и/или рабочих.

Высшая школа (augstskola) – это образовательное учреждение высшего уровня, которое осуществляет программы профессионального высшего образования второго уровня и академического высшего образования.

По окончании программы профессионального высшего образования второго уровня присуждается пятый уровень профессиональной квалификации. Это высшая квалификация, которая дает возможность самостоятельно анализировать, принимать решения, проектировать и/или планировать, организовать, руководить, контролировать, и/или вести научно-исследовательскую работу. Обычно вместе с квалификацией получают профессиональную степень бакалавра. Эти программы приравниваются к программам высшего образования «университетского типа». В них образование ориентировано на научную и исследовательскую работу, поэтому в основном реализуют программы академического образования и связанные с ними профессиональные программы.

Программы профессионального высшего образования дают право получить профессиональную квалификацию, а так же профессиональную степень бакалавра. Эту степень дают, если продолжительность обучения дневного отделения составляет как минимум 4 года.

Программа академического высшего образования дает право получить степень бакалавра через 3-4 года. После получения степени бакалавра учебу можно продолжать в магистратуре или по профессиональной образовательной программе вуза.

Обучение по магистерской программе идет 1-2 года, для получения степени в общей сложности необходимы 5-6 лет. Длительность профессиональной образовательной программы после получения степени бакалавра – 1-2 года.

Последипломная программа. Степень магистра дает право продолжать учебу в докторантуре, которая длится 3-4 года.

Процедура оформления

Виза категории D для россиян отличается от шенгенской не только по сути, но и процедурой оформления. Стать обладателем такого разрешения на въезд можно только после личного посещения консульства. Подача документов через визовый центр невозможна по причине того, что заявителю непременно придется пройти собеседование.

Весь процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовить необходимый пакет документов.
  2. Записаться на прием в консульский отдел.
  3. Подать бумаги и пройти интервью.
  4. Ожидать ответа визового офицера. Обычно решение сообщается в СМС.
  5. Посетить ведомство повторно, чтобы предоставить дополнительные документы, если в них возникнет необходимость, утвердить дату постановки визового штампа.
  6. Забрать паспорт с готовой визой.

Назначить день визита в консульскую службу можно по телефону. Для этого вам понадобится номер вашего заграничного паспорта.

Попав на прием, не пренебрегайте правилами, которых следует придерживаться уже в самом здании. Дождавшись своей очереди, вы попадете к нужному окошку, где вас будет ожидать офицер. Ему вы должны предоставить заявление на национальную визу в Германию и другие документы, исчерпывающе ответив при этом на его вопросы.

Чаще всего спрашивают про финансовое обеспечение поездки, жилье, цель запроса визы.

Если уровень владения языком покажется представителю государства недостаточным, он попросит вас составить мотивационное письмо или автобиографию.

Данный этап можно считать завершенным после того, как у вас снимут отпечатки пальцев и сделают цифровое фото. Уплатив пошлину, можете отправляться домой и ждать ответ.

READ  О жизни в китае для иностранцев в 2020 году

От снятия биометриических данных освобождены только дети младше 12 лет и граждане, у которых физически невозможно отсканировать пальцы.

Не забывайте, что задача офицера визовой службы в том, чтобы отсеять тех, чье присутствие в стране не является желательным. Чтобы все прошло успешно, придерживайтесь следующих правил:

  • отвечайте коротко и по сути;
  • не рассказывайте о том, о чем вас не спрашивали;
  • проявляйте вежливость и доброжелательность, спокойно реагируйте на любые вопросы;
  • не приписывайте себе того, чего не было, будьте искренни.

Что брать с собой из документов

Список документов для похода в консульство довольно велик. Для начала обозначим базовый набор, который понадобится всем категориям заявителей:

  1. Загранпаспорт и копия его первого разворота в двух экземплярах.
  2. Гражданский паспорт и его копия.
  3. Медицинская страховка для Шенгенской зоны с покрытием в 30 тысяч евро.
  4. Визовое заявление. Заполнить его нужно на немецком языке.
  5. Два фото размером 35 на 45 мм. Одно нужно прикрепить в анкете, второе просто взять с собой.
  6. Сертификат о прохождении экзамена на знание немецкого языка (уровень В1).
  7. Финансовые гарантии. Это может быть справка из банка или с работы, спонсорское письмо, трудовой контракт с указанием заработной платы.
  8. Согласие на обработку личных данных.

Заявитель также должен подписать Belehrung – разъяснение об ответственности, которая ложится на него за предоставление ложной информации.

Далее следует подготовить документы, необходимые для получения национальной визы в Германию исходя из цели въезда.

Цель визита Необходимые бумаги
Учеба ● свидетельство о рождении;
● согласие родителей на выезд;
● приглашение на курсы или из вуза;
● выписка из банка об открытии счета из расчета 659 евро на один месяц (для языковых курсов), 7 908 евро (первый год обучения в вузе);
● мотивационное письмо;
● резюме (если речь идет о повышении квалификации);
● гарантия предоставления стипендии (для тех, кто поступил в вуз);
● школьный аттестат.
Работа ● приглашение от немецкой компании;
● диплом об образовании;
● трудовая книжка;
● резюме;
● биография;
● описание бизнес-идеи (для самозанятых граждан);
● выписка из специального реестра (для предпринимателей) и учредительные документы.
Blue Card ● договор с работодателем;
● диплом вуза;
● биография;
● трудовая книжка.
Волонтерская деятельность ● договор относительно волонтерской службы, заверенный Ведомством по вопросам семьи и общества;
● письмо с мотивацией;
● биография;
● подтверждение имеющейся квалификации.

Если к назначенной дате вы не успели сформировать нужный пакет бумаг, можно сделать соответствующую отметку в заявлении на визу и записаться сразу на повторное посещение консульства

Важно учитывать следующее:

  • Если вы не сообщили в анкете, что набор документов не полный, в рассмотрении вашего запроса может быть отказано.
  • Все бумаги, выданные ЗАГСом, должны содержать апостиль. Ставить его нужно на оригиналы, а не на копии.
  • Документы на русском языке нужно перевести на немецкий, включая апостиль.
  • Переводить заграничный и гражданский паспорта не нужно.
  • Все переводы сопровождаются двумя копиями.

Немецкая система образования

Школьная система образования в Германии состоит из дошкольного, обязательного среднего и высшего образования. По общенемецким правилам ребенок обязан пойти в школу осенью того года, в котором ему исполнится 6 лет. Несовершеннолетний обязан получать образование до конца года, в котором ему исполняется 18.

От необходимости получить среднее образование не освобождаются даже дети с инвалидностью и особенностями развития. Их родители обязаны написать заявление в школу на прохождение проверки. По ее результатам ребенку рекомендуют обучение в обычной или развивающей (Förderschule) школе.

Каждая федеральная земля может вводить особые требования в систему образования. Уточнять их необходимо в школьном ведомстве города проживания.

Система высшего образования

В 2019 году в Польше функционирует 130 государственных и 320 частных вузов. После того, как у поляков появилось больше возможностей учиться в странах ЕС, в польских вузах освободились места для белорусов, украинцев, казахстанцев и других выходцев из СНГ.

Высшее образование в Польше по юридическим специальностям и психологии можно получить только в формате магистратуры (5 лет).

Если студент планирует заниматься исследовательской работой, он направляется в польскую аспирантуру, где перед ним открываются широкие для академического роста. Докторантура и аспирантура — это формы послевузовского профессионального образования, поэтому обучение проводится только по дипломной специальности.

Польские вузы не устанавливают возрастных ограничений для студентов. Все заведения принимают активное участие в трудоустройстве выпускников, поэтому проблем с поиском работы не возникает.

Многие университеты участвуют в международных программах по обмену студентами. Это дает возможность провести один год в учебном заведении другой страны, получить уникальный опыт и знания.

Требования к знанию языков

В некоторых учебных заведениях обучение проводится на русском языке. Если такая услуга не предоставляется, потребуется сертификат, подтверждающий знание языка, на котором планируется обучение. Для поступления на польскоязычные программы уровень владения языком должен быть не ниже B1. Некоторые университеты ограничиваются собеседованием по скайпу.

При отсутствии сертификата студент может записаться на краткосрочные (1-2 месяца) курсы польского языка непосредственно при университете. Более длительная программа обучения предусмотрена для тех, кто хотел бы лучше освоить язык и скорее адаптироваться в польском обществе.

Иногда польские консульства организуют бесплатные языковые курсы. Например, для казахстанцев проводят преподаватели, командированные Центром развития польского образования за рубежом

Как и в случае польского языка, можно устроиться на курсы английского при университете. Знание языка пригодится при участии в программах обмена студентами.

Как поступить в польский университет

Чтобы поступить в польский ВУЗ, нужно выбрать специальность, учебное заведение, изучить информацию на официальном сайте, и выяснить:

  1. Какие документы потребуются для подачи заявления.
  2. Как доставить пакет документов (почтой, в электронном виде).
  3. Каковы сроки подачи.
  4. Нужен ли апостиль.
  5. Как происходит пересчет баллов.
  6. Предусмотрены ли экзамены.

Многие учебные заведения не проводят экзаменации, отбирая студентов на основании среднего балла по аттестату, собеседования или тестирования по профильным предметам. После зачисления выдается Zaswiadczenie o przyjęciu cudzoziemca na studia. Этот документ потребуется при оформлении визы и ВНЖ.

У обладателей Карты поляка практически те же права, что у польских граждан. Например, они могут сдать экзамены на родине с Картой поляка через консульство:

  • Дождавшись объявления о начале набора на сайте консульства (февраль-март), нужно заполнить анкету.
  • При подаче документов состоится собеседование с консулом на польском языке. Он задаст вопросы об истории и культуре страны.
  • Экзамен проводится в середине мая. Затем документы нужно передать представителю вуза.
  • Студента примут на бесплатную форму обучения со стипендией примерно в 200 € .

Перечень документов

Для поступления в польский вуз нужно иметь:

READ  Способы оформления визы для поездок в мьянму для россиян в 2020 году

  • документ об образовании, переведенный на польский язык, с нотариальным заверением или подтверждением соответствия в польском Консульстве: при поступлении на бакалаврат это аттестат зрелости (если документы подаются после 11 класса, аттестат должен быть получен не более трех лет назад), на магистратуру – диплом бакалавра);
  • копию и оригинал загранпаспорта;
  • медицинскую справку, переведенную на польский. Она может быть подписана одним лишь терапевтом, специальная форма не предусмотрена;
  • копия страхового полиса или страховка в польском Национальном фонде страхования жизни и здоровья (NFZ);
  • 3 фото 35 × 45 мм;
  • языковые сертификаты;
  • подтверждение оплаты обучения за первый семестр.

Если студент не является гражданином ЕС, ему потребуется студенческая виза. Это же требование действует и для украинцев – безвизового режима 90/180 недостаточно, чтобы оставаться в Польше в течение учебного года.

Для получения нужно к подать в Консульство:

  • оригинал и копию подтверждения зачисления в учебное заведение;
  • подтверждение оплаты обучения за срок запрашиваемой визы;
  • справку, подтверждающую финансовую состоятельность (выписка со счета, спонсорское письмо и так далее).

Будущим первокурсникам курса консул выдает первую визу только на первый семестр обучения.

Дошкольное образование

В большинстве случаев, в дошкольное заведение принимают ребят в возрасте 5-6 лет и выпускают в 6-7-летнем возрасте. Также есть детские сады для совсем маленьких деток, но их катастрофически мало.

Дошкольные заведения делятся на несколько типов — общественные, приватные и для детей с особыми потребностями. Сам процесс просвещения оплачивает государство, а об остальном необходимо уже позаботиться родителям. То есть, ни в одном из существующих типов обучающих учреждений нет бесплатных завтраков и обедов для детей любых категорий, поэтому необходимо заблаговременно продумать будет ли ребенок питаться в местной столовой или брать еду для перекуса с собой.

В детских садах Латвии настоящий дефицит пустых мест. Чтобы ребенок поступил в дошкольное учреждение вовремя, необходимо заблаговременно становиться в резерв. Такое положение существует не только для детей иммигрантов, но и для коренных латвийцев.

С частными детскими садами все гораздо проще. Три-четыре сотни евро в месяц и ребенок получит образование с питанием без простаивания в очередях.

Как справиться с эмиграцией?

Би-би-си: Стоит ли, на Ваш взгляд, латвийской системе образования считаться с тем, что после окончания учебы часть студентов покинет страну и будет работать за ее пределами?

В. Д.: Думаю, это риск для любой страны с относительно низким уровнем доходов, которая находится в союзе с другими странами при отсутствии препятствий для того, чтобы туда переехать и начать там работать. Я не вижу, как, составляя программы обучения, мы можем увеличить или уменьшить риск такого исхода. Мы говорим о том, что надо производить специалистов, которые были бы конкурентоспособными в международном смысле. Но это не связано с риском того, что они куда-то уедут.

Би-би-си: Как, на Ваш взгляд, можно остановить отток населения из Латвии?

В. Д.: Однозначный и простой рецепт здесь дать сложно. Я думаю, что если мы не опускаем руки и продолжаем работать, создавая условия для того, чтобы люди могли нормально жить и воспитывать своих детей, то в конце концов от этой эмиграции мы можем только выиграть. Большая часть этих людей получит какой-то ценный опыт образования, опыт работы за границей и потом вернется обратно. Но это, конечно, при условии, что мы здесь такие условия создадим.

Би-би-си: Латвийские работодатели часто говорят о том, что причина высокого уровня безработицы в стране заключается в несоответствии профиля выпускников латвийских вузов требованиям рынка труда. Вы согласны с тем, что вузы готовят выпускников не по тем специальностям?

В. Д.: Если об этом говорят работодатели, то такая проблема есть — им видней. Мы планируем увеличить роль профессионального образования. С советских времен у профессионального образования сохраняется низкий престиж. Считалось, что в так называемые ПТУ идут те, кто больше ни на что не годится и в университеты поступить не может. Мы хотим увеличить престиж профессионального образования, чтобы в течение 5-10 лет оно стало достойным конкурентом для высшего образования. Именно в профессиональном образовании мы видим сильную роль работодателей, чтобы направлять учебный процесс. В конце концов, это именно те люди, которые будут работать на предприятиях.

Би-би-си: Вопрос от читателя. «В Латвии минимальная ставка учителя с высшим образованием, со всеми постоянными ежегодными курсами подготовки и переподготовки и 10-летним стажем – 270 лат (500 долларов) до уплаты налогов. Это примерно в два раза ниже, чем в Эстонии и Литве, а дворник в нашем многоквартирном рижском доме зарабатывает больше. Средний возраст учителя в школе все увеличивается и все ближе к пенсионному, а из выпускников вузов по специальности «педагог» в школу идут работать только несколько процентов. Поможет ли планируемое небольшое увеличение зарплаты привлечь в школы и детские садики квалифицированные кадры и удержать оставшиеся?».

В. Д.: Во-первых, очень трудно и даже невозможно говорить о зарплатах учителей, оперируя только этой минимальной ставкой. Зарплата формируется сложно, есть масса коэффициентов: количество учеников, плотность населения в регионе, работает ли учитель в начальной школе или средней, что он преподает… Здесь легко запутаться. Ставка – это, если я не ошибаюсь, 22 контрактных часа. При этом оплачиваются и другие обязанности — к примеру, проверка домашних заданий. В итоге учителя получают 1,2-1,4 ставки. То есть, зарплата, как правило, выше, чем минимальная ставка.

Би-би-си: Вопрос от читателя. «Возможно ли в Латвии иметь два государственных языка: латышский и русский?».

Структура образования

Дошкольное

Система детских садов ничем не отличается от советской:

  • Не обязательная ступень.
  • Принимаются дети с полуторагодовалого возраста.
  • Относительно языка есть варианты учреждений:
  1. латышские;
  2. русские;
  3. двуязычные.
  • В муниципальные сады очередь, ее порядок устанавливается на уровне первичной ячейки самоуправления.
  • Способы подачи заявления на место в бюджетном дошкольном учреждении:
  1. Портал электронных услуг: eriga.lv, где удобно отслеживать продвижение.
  2. Местный ЗАГС сразу после оформления метрики на рожденного ребенка. До полутора лет можно надеяться, что место будет.
  3. В Риге это делают в Департаменте образования либо в Рижской думе – в центре приема посетителей.

Среднее

Общая информация:

  • Носит обязательный характер.
  • Девять лет обучения.
  • На текущий момент преподавание осуществляется на двух языках, с постепенным переходом на латышский в выпускных классах. По новому законодательству до 2021 года новая система будет окончательной, однако с правом изучения родной культуры, языка и литературы в параллельном режиме.

Система оценок

После отделения от СССР, Латвия приняла десятибалльную систему по примеру скандинавских стран, хотя в большинстве европейских государств бытует двенадцатибалльной.

Уровень знаний градируется по шкале:

READ  Отпуск за границей: правила выезда российских граждан

  • Плохо: 1–3;
  • Удовлетворительно: 4–6;
  • Хорошо: 7–8;
  • Отлично: 9–10.

Высшее

Koledza

В отличие от большинства стран, в Латвии система среднего профессионального образования принадлежит к высшему:

  • Колледж – это первая ступень, соответствующая средне-техническому уровню, принятому в других государствах, в том числе в РФ.
  • Срок обучения 2 или 3 года.
  • При выпуске студент получает квалификацию пятого уровня.
  • Получают первичные профессиональные навыки, в том числе младшего служащего, что подходит для офисной работы низкого звена.
  • Дает право на поступление в вуз.

Для россиян эта ступень доступна в двух случаях:

  • Родители прилучили ВНЖ.
  • По программе обмена. Информацию о них ищут на портале колледжа или на официальном сайте МОН (Министерство образования и науки Латвии): izm.gov.lv.

Augstkola

Единая система высших учебных заведений, функционирующая по Болонской системе:

Ступень Время обучения (лет)
Бакалавриат 4
Магистратура 5–6
Докторантура 3–4
  • Окончив бакалавриат, студент имеет право идти в магистратуру другого учебного заведения.
  • Есть бюджетные места и коммерческие. Первые ограничены и, практически не доступны для иностранных студентов.
  • У российских студентов есть вариант получить персональный грант в случае аргументов в пользу своих неординарных способностей.
  • В стране действует европейская система ECTS (перевод и накопление баллов, так называемых кредитов). Это позволяет с существующим багажом переходить из одного европейского вуза в другой. Подробнее о ней здесь: inpro.msu.ru.

Лучшие университеты Латвии

Популярные специальности:

  • инновационные технологии;
  • туризм;
  • фармацевтика;
  • лесное хозяйство;
  • аграрные профессии;
  • экологий;
  • программирование и IT.

Рейтинг вузов

Рассчитывается на основании нескольких показателей:

  1. уровень преподавательского состава, критерии его отбора, система повышения квалификации;
  2. материально-техническая база;
  3. качество знаний студентов;
  4. библиотечные фонды;
  5. научные достижения студентов, выпускников, профессоров.

По версии QS World University Rankings в 2020 году два латвийских университета попали в общий перечень:

ВУЗ Общий рейтинг QS Рейтинг Трудоустройства Выпускников Источник информации
Рижский технический 751–800 301–500 topuniversities.com
Латвийский 801–1000 251–300 topuniversities.com

Характеристика достойных внимания вузов:

Рижский технический

rtu.lv

Основан в 1862 году.

На текущий момент в нем представлено 8 факультетов и 20 учебных программ.

Обладает самой передовой технической базой.

Востребованные специальности:

Гражданское строительство;

Архитектура;

Транспорт и логистика;

Информационные технологии;

Электроника.

Имеет партнёров по всей Европе – более трехсот университетов.

Много англоязычных программ.

Латвийский университет

lu.lv

Государственный вуз, учрежденный в 1919 году.

Главный научный и интеллектуальный центр страны.

Обладает тринадцатью факультетами.

В его составе находятся более двадцати НИИ.

Сотрудничает с 326 университетами в тридцати одной стране ЕС.

Обучение на английском по 130 программам:

Право и юриспруденция;

Медицина;

Экономика;

Менеджмент;

Философия;

Социальные и гуманитарные дисциплины.

Школы будущего – латышские

Би-би-си: Когда вводилась двуязычная система образования, политики говорили о ней как о переходном варианте. Нуждается ли, на Ваш взгляд, эта система в трансформации?

В. Д.: Думаю, она себя оправдала в том смысле, что, как это часто отмечают работодатели, сейчас те дети, для которых родным языком является русский, более конкурентоспособны на рынке труда. Они владеют и русским, и латышским, и, как правило, английским. В то же самое время дети, для которых родным языком в семье был латышский, русский язык не учат, и, как правило, на рынке труда менее конкурентоспособны. , это вопрос, в первую очередь, к педагогам. Ясно, что одна из целей системы образования – чтобы все дети, в конце концов, знали латышский язык, смогли на нем общаться. Это дискуссия в основном для профессионалов, для педагогов: какие методы, с какого возраста, что и когда делать.

Би-би-си: Как долго, на Ваш взгляд, в Латвии может сохраняться система образования с разделением школ на латышские и русские?

В. Д.: Знаете, я бы, в конце концов, когда-то в каком-то далеком будущем видел систему, где родители свободно посылали бы своих детей просто в школы, а не в латышские и русские школы, где бы латышские и русские дети свободно между собой общались.

Би-би-си: На каком языке?

В. Д.: На том, на котором они выберут общаться. Таким образом можно не допустить ситуации, когда дети вырастают в разных местах и у них за первые 15-18 лет жизни образуются стереотипы или предрассудки друг о друге. Ясно, что к чему-то такому мы можем прийти только на добровольной основе, а не принуждая кого-то на что-то переходить.

Би-би-си: На каком языке, на ваш взгляд, должно проходить обучение в этих общих школах?

В. Д.: У нас только один государственный язык, и этот язык – латышский.

Би-би-си: Собираетесь ли вы как-то усиливать обучение латышскому языку в детских садах?

В. Д.: У нас были и есть планы предоставить детям более широкие возможности для изучения латышского языка, в том числе и в детских садах. Но изучение латышского языка – это вопрос для профессионалов и педагогов: как, какими методами и на каких этапах учить язык. Во-вторых, я не являюсь сторонником насильственной интеграции общества. Думаю, что ни к чему хорошему она не приводит. Это уже не интеграция, а что-то похожее на ассимиляцию. Это породит больше проблем, чем решит.

Би-би-си: На каком языке сейчас проходит обучение в латвийских государственных вузах?

В. Д.: В государственных вузах на латышском языке; в отдельных случаях или в определенных весьма жестких рамках, а также если это предусматривает отдельное законодательство, также на английском.

Би-би-си: Нужно ли, на Ваш взгляд, расширять использование других языков в латвийских вузах?

В

Д.: Да, однозначно Мы говорим, естественно, о более широком использовании языков Европейского союза, в основном, английского языка Что мы планируем делать – это привлечь внимание к опыту такой страны, как Швеция. Там английские передачи на телевидении иногда не дублируются, то есть, дети смотрят их на английском языке, из-за этого его быстро учат

В системе высшего образования магистерские и докторские программы проходят в основном на английском. Швеция занимает первое место в рейтинге Европейского союза по инновациям, а также одно из лидирующих мест в мире по патентам, является развитой и процветающей страной. При этом любой может удостовериться в том, что шведы между собой продолжают говорить на прекрасном шведском, и шведский язык не пострадал. То есть мы планируем изучить шведский опыт, чтобы убедить наших партнеров по коалиции в том, что у более широкого использования английского языка в высшем образовании есть масса позитивных сторон для экономики и развития Латвии, и нет никаких рисков для выживания латышского языка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: