Депортация лиц без гражданства

Депортация гражданского населения

Депортация франко-акадцев

Основная статья: Депортация франко-акадцев

Депортация франко-акадцев — массовая кампания депортации и геноцида французских и франко-акадских поселенцев, проведённая британцами при официальной поддержке властей. Депортация и геноцид затронули франкоязычных жителей бывших французских территорий (Акадия и Новая Шотландия) в Атлантической Канаде, перешедших под юрисдикцию Великобритании. Всего с по по приказу британского губернатора Чарльза Лоренса было депортировано свыше 10.000 человек, более половины из которых погибло в трюмах кораблей, перевозивших их в тюрьмы США (тогда британской колонии) и на Мальвинские острова.

Изначально кампания была прозвана «Великий переполох». Термин депортация стал применяться в более позднее время. Депортация франко-акаденцев

Депортация в СССР

Основные статьи: Депортация народов в СССР, Сталинские репрессии

В СССР депортация была одной из форм репрессий, выступая в качестве своеобразного инструмента советской демографической и национальной политики. Депортации подвергались как отдельные лица, так и целые народы, признанные официальной властью социально опасными.

Депортация народов представляла собой насильственное или принудительное переселение граждан по национальному и социальному признакам в различные районы СССР. В зависимости от причин депортации и экономических потребностей государства места депортации могли быть самыми разнообразными — Сибирь, города Урала, Казахстан, Средняя Азия и другие. Некоторые категории «раскулаченных» могли трудиться и в центральной части России. Большинство депортированных становились спецпереселенцами, лишались многих прав и обязаны были регулярно отмечаться в комендатурах, деньги на содержание которых вычитались из их зарплат. Однако существовали и категории административно высланных, например, корейцам не разрешалось выезжать за пределы Средней Азии и служить в армии, но в остальном они сохраняли права советских граждан.

Наиболее жестокими были депортации военного времени. В 1942—1945 годах депортировались калмыки, немцы, финны, крымские татары, карачаевцы, чеченцы, балкарцы, турки месхетинцы и другие народы, жители территорий СССР, находившихся под оккупацией немцев, граждане стран Восточной Европы, в том числе русские эмигранты, остарбайтеры и т. д. После советизации Маньчжурии в августе—сентябре 1945 года депортации подверглись находившиеся там китайцы, японцы и русские эмигранты..

В 2010-е годы применение термина «депортация» принудительно к советским принудительным миграциям стало подвергаться критике со стороны ученых. Крупный специалист по принудительным переселениям советского периода, доктор исторических наук, Николай Бугай раскритиковал историка Л. Н. Дьяченко за использование таких понятий как «принудительная депортация», депортация «по национальному признаку». Сам Бугай в рецензии 2014 года в отношении этих миграций использует понятие «принудительное переселение».

Бугай не единственный, кто критикует употребление понятия «депортация» применительно к советским принудительным переселениям. Участники международного симпозиума «1937 год: Русскоязычные корейцы — прошлое, настоящее и будущее» (Владивосток, 2017 год) приняли специальную резолюцию, в которой отметили, что термин «депортация» не применим в отношении принудительных переселений народов СССР.

Депортация немцев после Второй мировой войны

Основная статья: Депортация немцев после Второй мировой войны

Процесс принудительной депортации немецкого населения стран Восточной Европы в Германию и Австрию, имевший место в — гг. после поражения Германии во Второй мировой войне. Всего принудительному выселению подверглось около 12-14 млн немцев. Процесс изгнания немцев Восточной Европы сопровождался организованным насилием огромных масштабов, включал в себя конфискацию всего имущества, помещение немецкого гражданского населения в концентрационные лагеря, невзирая на признание депортации преступлением против человечества в статусе международного военного трибунала в Нюрнберге в августе 1945 года.

Когда реадмиссия может быть отменена или отсрочена

Есть моменты, когда процедура по высылке может быть отменена или отсрочена. Отсрочка при соответствующем подтверждении документами предоставляется:

  • тяжелобольным лицам, которые могут пострадать во время высылки или скончаться;
  • иностранным гражданам с тяжелобольным или умирающим близким родственником;
  • человеку, который подал ходатайство о предоставлении ему статуса беженца;
  • лицу, который арестован или участвует в следствии или суде.

Отмена реадмиссии происходит в том случае, если человек:

  • погиб;
  • пропал без вести;
  • получил статус беженца или приобрел долговременное жилье согласно своему статусу;
  • самостоятельно уехал из страны.

Интересно, что ряд некоторых страны отказывается от заключения соглашения принудительного отправления, чтобы повысить число собственных граждан в иных странах. К примеру, такая политика активно практикуется на территории Китая и вне его пределах. Посольство умышленным образом не выдает гражданам документы, по которым они могли бы вернуться обратно.

Как снять депортацию и вернуться в Россию

Снимать депортацию лучше всего с помощью адвоката по миграционным вопросам. На это дается 10 дней. Юрист собирает основания того, что иностранец не может покинуть территорию РФ.

Чаще всего среди причин называют:

  • Наличие близких родственников в статусе «Гражданин РФ» (необходимо подтверждение родства);
  • Принадлежность к льготным категориям.

Кроме этого, вескими считаются и следующие основания:

  • Лечение;
  • Наличие ВНЖ или рабочего патента;
  • Обучение.
READ  Малыш родился: оформляем документы новорожденному

Адвокат на основе имеющихся документов готовит иск в суд. И уже в процессе рассмотрения дела добивается отмены решения о депортации. Сделать это можно без личного присутствия заинтересованной стороны, ее права будет отстаивать доверенное лицо – юрист. Процедура обжалования в суде длится от 30 до 90 дней.

Порядок депортации

Мигрантам следует знать, как происходит депортация из России. Она начинается с момента, когда миграционные органы обнаруживают, что документ, который позволяет иностранцу находиться на территории РФ, просрочен. Иммигрант получает извещение-предупреждение. В этом документе содержится предложение выехать из России добровольно. Если человек этого не делает, то принимаются вынужденные меры. Для этого требуется постановление суда.

Если выясняется, что иностранец нарушает правила миграционной политики, его доставляют в специальное учреждение, где содержатся лица, подлежащие выселению. Там он может получить медицинскую помощь. В обязательном порядке мигрант обеспечивается горячим питанием.

В документации с личными данными, а также в карточке мигранта ставят штамп о запрещении въезда в Россию. После окончания срока законного нахождения мигранта в РФ, он обязан покинуть страну максимум через 3 суток. При аннулировании документов выезд должен быть осуществлен в течение 15 дней. Во время пересечения границы человеку выдается уведомление об уголовной ответственности в случае нарушения запрета о въезде, и прибудет на территорию РФ без законных оснований.

Отдельно следует сказать о депортации иностранца после отбытия тюремного срока. При установлении факта, что мигрант совершил преступление, его доставляют в полицию, где происходит дальнейшее разбирательство. Если мигрант нарушил законы России и суд назначил ему срок заключения в тюрьме, то прежде, чем его депортируют, он должен отсидеть. После этого миграционные органы принимают решение о его депортации и извещают об этом администрацию по месту заключения иностранного гражданина. Сразу после выхода из тюрьмы его отправляют домой. При совершении мелких административных правонарушений, за которые мигранту был выписан штраф, то мигрант отправляется на родину только после его оплаты.

Срок выдворения

Если судебным органом вынесено решение о выселении лица из страны, то, как правило, срок для всех граждан, подвергшихся данной мере наказания, будет один.

В соответствии с законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» лицо, выдворенное по решению суда из России, возможно посетить страну вновь можно будет только по истечении пяти лет.

В случае несоблюдения данного срока и пересечения границы раньше, иностранному гражданину грозит повторное выдворение с увеличением срока до десяти лет.

Важно! Так как данный вид наказания вынесен судом, то следует знать, что пограничными службами ведется строгий контроль за соблюдением вынесенного решения.

Если иностранный гражданин после решения суда не покидает границы России, то это будет расценено как несоблюдение постановления, что влечет за собой новый штраф и выселение из страны в принудительном порядке.

Штрафные санкции, назначенные вместе с изгнанием, в случае неуплаты будут принудительно взысканы с правонарушителя независимо от временных рамок. Если постановление суда будет нарушено и совершены повторные попытки возвращения в страну, в соответствии с нормами законодательства  назначается уголовная ответственность.

Депортация и основания для высылки

Депортация из России — принудительная высылка мигранта за пределы страны из-за потери иностранцев или лица без гражданства (апатрида) легальных оснований для проживания в РФ. Причинами такого перемещения иностранного гражданина зачастую становятся нарушения миграционного плана:

  1. Несвоевременный выезд из страны после окончания срока действия визы или периода безвизового проживания;
  2. Аннулирование ВНЖ, РВП, патента, разрешения на работу, которые подтверждали законность нахождения в РФ;
  3. Сокращение времени проживания в стране по ряду причин;
  4. Отказ в признании иностранца беженцем, утрата или лишение такого статуса;
  5. Незаконный въезд в страну (по поддельным документам);
  6. Нежелательное нахождение иностранного гостя в России.

Порядок депортации

Решение о депортации принимает ответственное лицо ГУВМ МВД, о чем иностранца лично информируют и берут с него письменное обязательство покинуть Россию. Если добровольного исполнения решения не происходит, мигранта помещают в специализированный центр и его депортация происходит уже в принудительном порядке после судебного решения. Но это крайняя мера и к ней прибегают только, если иностранец никак не реагирует на предписание выехать из РФ.

Последствия депортации

Сама по себе депортация не влечет за собой серьезных юридических последствий. Исключением может стать категорический отказ мигранта покинуть пределы страны. Тогда его отправка происходит после судебного решения уже в принудительном порядке, когда сотрудники ГУВМ МВД под конвоем сопровождают иностранца до транспортного средства заграничного следования.

Если же мигрант добровольно покидает Россию, то в дальнейшем он может вернуться, подготовив визу, соответствующую его целям визита. Еще проще, если визового режима как такого между странами нет. Но здесь стоит иметь в виду, что повторное нарушение миграционного законодательства приведет к более серьезным ограничениям и в дальнейшем такой иностранец лишится возможности попасть в РФ.

READ  Иммиграция в австрию: простые и сложные способы

Оспаривание решения о депортации

Для оспаривания иностранец обращается в суд по месту проживания. По письменной просьбе исполнение решения о депортации может быть отложено на время судебного разбирательства. Если суд встанет на сторону истца, то решение о депортации удастся отменить. Допускается обжалование и без обращения в суд путем подачи заявления руководителю ГУВМ МВД.

Отменить депортацию можно, если у мигранта есть весомые основания, чтобы остаться в России:

  • Заключен брак с гражданином РФ, есть ребенок или родственники — граждане России;
  • Мигрант трудится в России на легальных основаниях, есть патент или разрешение на работу, подписан трудовой договор;
  • Иностранец является студентом российского вуза или другого образовательного учреждения;
  • Иностранный гость проходит курс лечения в РФ;
  • На момент депортации у мигранта были разрешительные документы (ВНЖ или РВП).

Кого нельзя депортировать?

Под депортацию не попадают консульские и дипломатические сотрудники. Нельзя депортировать беженцев и иностранцев, только обратившихся за получением статуса беженца, временным или политическим убежищем.

Запрещено депортировать людей, которые утратили статус беженца, но не могут вернуться на родину по независящим от них причинам: в их стране голод, эпидемия, идут военные действия, при возвращении грозит опасность жизни и здоровью из-за религиозных, расовых или политических преследований.

История возникновения термина

Термин депортация возник в уголовном законодательстве Франции в XVII—XVIII веках для обозначения особых видов ссылки. Впервые депортация политически неблагонадёжных в Гвиану была установлена Законом о подозрительных 1791 года.Депортация, в том числе и пожизненная, предусматривалась уголовным кодексом Франции 1810 года и заключалась в ссылке и пожизненном пребывании вне пределов континентальной территории, в местах депортации, определённых законом от 23 марта 1872 года. Этот закон предусматривал создание центрального лагеря депортации на острове Ну и укреплённого места (крепости) для депортированных на полуострове Дюко (Новая Каледония). Депортация использовалась не только для наказания уголовных преступников-рецидивистов, но и для расправы с революционерами (в 1872 году захваченные коммунары были депортированы на острова Новокаледонийского архипелага).

В историческом значении депортация во Франции не применяется с 1880 года.

От депортации следует отличать другие виды ссылки, применявшиеся во Франции: транспортацию (комплексное наказание в виде каторжных работ со ссылкой в Гвиану и другие заокеанские территории Франции) и релегацию (дополнительное наказание в виде ссылки, применявшейся к более опасным рецидивистам после отбытия ими наказания в тюрьмах метрополии).

Реабилитация

В СССР

17 января 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета о снятии ограничений с поляков, выселенных в 1936 году; 17 марта 1956 года — с калмыков, 27 марта — с греков, болгар и армян; 18 апреля 1956 года — с крымских татар, балкарцев, турок-месхетинцев, курдов и хемшилов; 16 июля 1956 года правовые ограничения были сняты с чеченцев, ингушей и карачаевцев (все — без права возвращения на родину).

В — были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к национальным конфликтам (так, начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; ингушами в Пригородный район, заселенный осетинами и переданный Северо-Осетинской АССР.

Однако значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы и др.) и в это время не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину.

29 августа г., то есть 23 года спустя после начала депортации, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 29.08.1964 № 2820-VI отменил огульные обвинения в отношении немецкого населения, проживавшего в районах Поволжья, а указ, снявший полностью ограничения в свободе передвижения и подтверждавший право немцев на возвращение в места, откуда они были высланы, был принят в г.

С середины 1960-х годов процесс реабилитации «наказанных народов» был почти прекращён.

В годы перестройки

Проблемы народов, подвергшихся в годы советской власти обвинениям в пособничестве врагам советского государства и депортации с мест их исторического проживания, стали предметом общественного внимания только в годы перестройки. Одним из первых шагов на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», согласно которой были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений

READ  Особенности трудоустройства в антарктиде в 2020 году

В современной России

В г. 26 апреля был принят Закон РСФСР № 1107-I «О реабилитации репрессированных народов», который признал депортацию народов «политикой клеветы и геноцида» (статья 2). Помимо всего прочего закон признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством

Мухарбек Дидигов назвал указанный Закон торжеством исторической справедливости. По его мнению, факт признания государством репрессий незаконными, антигуманными действиями, направленными против невинных людей есть показатель развития демократических институтов, имеющий особое морально-нравственное значение для депортированных народов. По его словам, закон вселяет уверенность, что подобное больше не повторится.

В развитие закона «О реабилитации репрессированных народов» был принят ряд законодательных актов, среди которых постановление ВС РФ от 16 июля 1992 года «О реабилитации казачества»; постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 года «О реабилитации российских корейцев»; постановление правительства РФ от 24 января 1992 года «О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР»; Постановление ВС РФ от 29 июня 1993 года «О реабилитации российских финнов» и др.

Спустя 15 лет после признания в СССР, в феврале 2004 года Европарламент также признал факт депортации чеченцев и ингушей в 1944 году актом геноцида.

24 сентября 2012 года депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект о дополнительной помощи представителям репрессированных народов. Авторы законопроекта предложили выделить из федерального бюджета 23 млрд рублей для помощи политзаключённым. По замыслу авторов, эти деньги должны пойти на ежемесячные выплаты и компенсацию за потерянное имущество в размере до 35 тысяч рублей.

Примечания

  1. Направленность не на конкретное лицо, а на широкие группы, отвечающие заданным сверху критериям
  2. Полян П. М. Депортации и этничность // Сталинские депортации. 1928-1953. — М.: МФД, Материк, 2005. — С. 5. — 904 с. — (Россия. XX век. Документы). — ISBN 5-85646-143-6.
  3. Бугай Н. Ф. Защита состоялась, проблемы остаются… // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 7 (35). — С. 123.
  4. Бугай Н. Ф. Защита состоялась, проблемы остаются… // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 7 (35). — С. 123.
  5. Бугай Н. Ф. Защита состоялась, проблемы остаются… // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 7 (35). — С. 118—135.
  6. Alexander Statiev. The Nature of Anti-Soviet Armed Resistance, 1942-44: The North Caucasus, the Kalmyk Autonomous Republic, and Crimea // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. — Volume 6. — Number 2 (Spring 2005, New Series). — PP. 317—318.
  7. Бердинских В. А. Спецпоселенцы: Политическая ссылка народов Советской России. — М., 2005. — С. 650.
  8. Зарифов Э. Записки коменданта. — М., 1990. — С. 194.
  9. Оригинальный текст (рус.)

    Ни в постановлении ГКО от 31 июля 1944 г., ни в переписке Л. П. Берия с И. В. Сталиным, где речь шла о переселении турок, курдов и хемшинов (хемшилов), азербайджанцы не упоминались. При проведении выселения органы НКВД Грузии совершенно не делали различия между азербайджанцами и турками и всех считали «турками», Вычленение азербайджанцев в составе выселенных в 1944 г. из Грузии произошло уже в местах спецпоселений в ходе проведенной работы по разбивке спецпереселенцев по этническому признаку. На спецпоселении грузинский контингент делился на четыре подконтингента — «турки», «курды», «хемшилы», «другие» (см. табл. 43), причём подконтингент «другие» состоял в основном из азербайджанцев.

  10. Hafeez Malik. Central Asia: Its Strategic Importance and Future Prospects. St. Martin’s Press: 1994, p.149 ISBN 0-312-10370-0
  11. Г. П. Хомизури. Социальные потрясения в судьбах народов (на примере Армении). — М.: Интеллект, 1997. — с. 161. — ISBN 5-87047-036-6
  12. Бугай Н. Ф., Мамаев М. И. Турки-месхетинцы: Грузия, Узбекистан, Россия, США. — М.: МСНК-пресс, 2009. — С. 102. — ISBN 978-5-8125-1210-1.
  13. Бугай Н. Ф., Мамаев М. И. Турки-месхетинцы: Грузия, Узбекистан, Россия, США. — М.: МСНК-пресс, 2009. — С. 104. — ISBN 978-5-8125-1210-1.
  14. ↑  (недоступная ссылка)
  15. Eric D. Weitz. Racial Politics without the Concept of Race: Reevaluating Soviet Ethnic and National Purges // Slavic Review. — Vol. 61. — No. 1 (Spring 2002). — PP. 1—29.
  16. Norman M. Naimark. Soviet Deportation of Chechens—Ingush and Crimean Tatars // Ibidem. Fires of Hatred: Ethnic Cleansing in Twentieth-century Europe. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2001. — PP. 85—107.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: